Практически у всех детей на рубеже трех лет (а у некоторых детей и раньше) происходит резкий скачок в развитии речи: период молчания и заменяющих слово выразительных жестов сменяется периодом активного использования речи. Этот речевой взрыв делает ребенка практически постоянно говорящим. Минуты молчания наблюдаются лишь тогда, когда ребенок «проводит время зря», т. е. не занят никакой активной деятельностью, когда он вял и пассивен. По срокам появления первых слов и по объему наращивания активного словаря дети очень сильно отличаются друг от друга. При этом малыш, который до двух лет говорил всего несколько слов, в период речевого взрыва может догнать и перегнать своих сверстников. К трем годам у ребенка активно накапливается словарь. Разница между словарем понимаемых слов и произносимых слов сокращается. При нормальном речевом развитии качественно меняется понимание обращенной речи: если до двух лет ребенок понимал ее в основном с опорой на конкретную ситуацию, на бытовые предметы, то после двух лет ребенок начинает понимать речь с опорой на слово. Малыш внимательно слушает то, о чем говорят взрослые; он понимает простые сюжетные картинки (например, «кошка лакает молоко», «кошка играет с клубком ниток») и не смешивает их, несмотря на то что на обеих картинках изображен один и тот же предмет; начинает понимать слова «вчера», «Завтра», т. е. воспринимает события во временной последовательности (правда, он еще долго путает значения самих слов «вчера» и «завтра» и строит смешные фразы типа «завтра я был у бабушки»). К трем годам ребенок уже обычно правильно называет себя и может высказать о себе критические замечания. В период от двух до трех лет ребенок начинает понимать сложноподчиненные предложения («Когда мы придем домой, я тебе покажу книжку»), слушает объяснения типа «как» и «почему», выполняет указания из двух частей: «Сначала съешь кашу потом вытри рот». Речевые указания, просьбы начинают по-настоящему регулировать поведение малыша. В два года ребенок тоже выполняет простые словесные указания, но ему легче начать какое-то действие, а прекратить намного труднее. Хотя двухлетки хорошо понимают слово «нельзя», словесная просьба еще не имеет для них полной силы. Например, когда малышу предлагают закрыть дверь, он сначала много раз откроет ее и только затем закроет. В три года малыш уже не только понимает слова, просьбы, но и выполняет их. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. Хорошее понимание обращенной речи способствует активному развитию называния слов. Словарный запас трехлетнего ребенка по сравнению с двухлетним увеличивается в 3—4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды и пр., т. е. тех предметов, которые находятся в его ближайшем окружении. На третьем году жизни он начинает шире пользоваться глаголами и прилагательными. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов, он все чаще называет их цвет, свойства, качества, форму (красный, зеленый, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий, круглый и пр.). Таким образом, при нормальном речевом развитии в речи ребенка третьего года жизни есть все части речи, за исключением числительных; отсутствуют такие глагольные формы, как причастия, деепричастия. Ребенок делает первые попытки понять числительные. Многие дети показывают на палках свой возраст, если, конечно, взрослые их этому научили. В период от двух до трех лет у ребенка не только количественно увеличивается словарь, но происходят и качественные изменения в восприятии значения слова. Так, если до полутора лет слово для ребенка обозначало один определенный предмет (например, «чашка» — это только вот эта конкретная чашка с белыми кружочками), то к двум годам ребенок способен одним словом назвать группу однородных предметов, способен выделять смысловое значение слова. «Чашка» — это предмет, из которого можно пить чай, независимо от раскраски и размера. Значение слова расширяется, становится менее конкретным. 1. К трем годам ребенок способен подняться на следующую ступень обоб¬щения словом. Словом он обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение («игрушки», «посуда» и т. д.). Так, слово «игрушки» обобщает и кукол, и мячи, и другие предметы, которые предназначены для игры. Значение такого слова очень широко и, следовательно, значительно удалено от конкретных образов предметов. Если трехлетний ребенок владеет обобщением, элементарными обобщающими словами, это свидетельствует о его полноценном речевом и психическом развитии. Еще одним показателем нормального речевого развития ребенка трех лет является фраза. Ребенок до двух лет произносит примитивную фразу: в основном выстраивает в ряд два-три слова, никак не связанные между собой грамматически. Например: «Мама, пи». Эта фраза может обозначать в разных ситуациях: «Мама, дай пить!», «Мама пьет», «Мама, дядя пьет!» Понять ее можно только в конкретной ситуации. К трем годам, усвоив определенное количество слов и имея достаточный уровень восприятия звуков родной речи (фонематического восприятия), ребенок начинает овладевать грамматикой, грамматическими формами.Приблизительно к двум с половиной годам в речи ребенка появляются существительные в винительном, дательном и творительном падежах. Дети усваивают некоторые окончания множественного числа имен существительных, учатся изменять глаголы по лицам, по числам, по временам и по родам. Они начинают пользоваться предлогами В, НА, С и т д.) К грамматически правильной речи ребенок часто идет путем ошибок. Усвоив одну грамматическую форму ребенок делает перенос этой формы на другие слова, например использует падежные окончания по усвоенному типу: «дай банку» — «дай санку»; «нет пальцев» — «нет лошадев»; «стучать молотком» — «кушать вилком»; «в книге» — «в носе»: Дети часто ошибочно образуют множественное число имен существительных по аналогии: «столы» — «до-мы», «поезды», «окны». Ошибочно спрягают глаголы: «давать» — «даваю», «ехать» — «ехаю» и т. д. Если на эти ошибки не обращать внимание ребенка, то его речь может надолго остаться неправильной. Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его, как это нередко бывает в тех случаях, когда мальчик, например, долго говорит про себя; «Пася посла» («Паша пошел») или: «Я пиля» («Я пил»). Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибкой, особенно в присутствии самих ребят. Дети гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно. Самое лучшее — спокойно поправить ребенка, попросить его повторить слова правильно. Помощь в овладении грамматическими категориями требует терпения. Наличие фразовой речи у ребенка — это не только результат подражания речи взрослых, имитации услышанного, но также результат определенной мыслительной работы ребенка, которая зависит от уровня психического развития. Источник психического развития малыша — общение со взрослыми. В общении со взрослыми ребенок развивается, обучается тем знаниям, умениям, навыкам, которые ему необходимы в жизни. Психическое и речевое развитие тесно взаимосвязаны между собой, задержка одного процесса ведет к замедленному развитию другого. До трех лет психическое развитие влияет на речевое, после трех лет полноценная речь начинает активно стимулировать психическое развитие ребенка. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ
Несмотря на большое количество слов, которые ребенок говорит, произношение этих слов недостаточно отчетливо, отчего речь в целом не всегда понятна окружающим взрослым. Ребенок хорошо произносит простые слова из двух слогов (типа «рука», «нога», «каша»), в словах из 3—4 слогов пропускает слоги, отдельные согласные. Детям легче в длинном слове удержать в памяти ударный слог: «к » (молоко), «б ба» (бабочка). Постепенно, по мере увеличения частоты употребления данного слова, ребенок начинает слышать предударные и ударные слоги, часто при этом заменяя некоторые звуки соседними: «кок ха» (цокотуха), «бабаба» — (барабан), «цекоки» (цветочки). Подобные примеры показывают, что ребенок воспроизводит слово постепенно, от простого варианта идет к правильному звуконаполнению слов. А с трех лет подобные ошибки в звуконаполнении слов сложной слоговой структуры являются возрастной нормой. Если взрослые часто и четко проговаривают эти сложные слова, то у ребенка отрабатывается слуховой контроль, речевое внима¬ние, что позволяет малышу «подогнать» свое произношение к общепринятому Далеко не все звуки русского языка доступны трехлетнему ребенку Звуки С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, ЦД, Р, Л появляются после трех лет, а до трех лет допустимы замены этих звуков на более простые. Например, Р и Л заменяются звуками И и Л', шипящие (Ж, Ш) и твердые свистящие (С, 3) — мягкими свистящими звуками, а иногда звуками Т' и Д', («сюба», «тюба» вместо «шуба», «сянки», «тянки» вместо «санки», «зюк», «дюк» вместо «жук», «тяй» вмес¬то «чай»). Нередко дети заменяют твердые согласные, простые по артикуляции, мягкими согласными («дяй» вместо «дай»), причем такая замена обнаруживается лишь в определенных группах звуков, например переднеязычных Т, Д, С, 3, и почти не наблюдается при произнесении губно-губных (П, Б, М) и губно-зубных (В, Ф). Многие дети заменяют звук Ы звуком И. В этом возрасте дети • правильно и четко произносят: гласные звуки А, У, О, И; согласные М, П, Б, Т, Д, Н, В, Ф, К, Г, Х (некоторые дети еще заменяют звук Х звуком К, К', и наоборот: «Холя» = Коля, «кеп» = хлеб); • йотированные звуки И, Я, Ю, Е, Ё; • смягченно произносят звуки Т Д; • усваивают мягкие согласные С', 3'; • звук Ц отсутствует или заменяет¬ся звуком Т' или С'. Многие родители считают, что правильное звукопроизношение является основным показателем речевого развития. Но это мнение ошибочно. До трех лет отсутствие или неправильное произношение многих звуков является возрастной нормой, и заниматься постановкой звуков позднего онтогенеза в данный период не следует.
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МОЛЧИТ?
Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов. Но если и после двух лет ребенок не произносит ни одного слова, нужно присмотреться к малышу и попытаться помочь ему заговорить. А чтобы помочь, нужно понять, почему он так долго молчит. Причины задержки речи могут быть совершенно различными. Рассмотрим самые типичные варианты речевых трудностей у детей от двух до трех лет.
Задержка на стадии называния Ребенок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне простого называния предметов. Это бывает тогда, когда слово произносится только под влиянием взрослого. В конкретной предметной ситуации ребенок называет предмет, а при общении, взаимодействии с людьми речь заменяется жестами, возгласами и т. д. Отсутствие речи нервирует ребенка, он становится капризным, а поскольку окружающие часто его не понимают, выражает свое недовольство плачем и криком. Ребенок часто предпочитает занятия, не требующие контакта с людьми, самостоятельные игры; при этом его может увлекать называние предметов. Вместо предметных действий и общения с окружающими ребенок охотно повторяет за взрослыми названия различных предметов, и в эти минуты улучшается его поведение, появляется стремление к общению со взрослыми. По-видимому такой ребенок очень рано испытывал потребность в использовании речи. Но слово, не включенное во взаимодействие с окружающим, активным стать не могло. Родители ограничивали речевое общение называнием знакомых предметов, полагая, что, зная их названия, ребенок сам заговорит. Возможно, взрослые мало разговаривали с ребенком, называли мало предметных действий (глаголов), мало читали ему В целом психическое развитие ребенка шло нормально, но отсутствие речи резко снижало его общую активность. В данном случае от взрослых требуется развитие сразу нескольких сторон деятельности ребенка. Во-первых, следует включить в предметные действия активное использование речи. Для этого можно сопровождать показ предметных действий рассказом, перейти от простого называния предметов к коротким фразам, связанным между собой; «Катя — кукла», «Катя любит порядок», «Она стирает белье», «Как она стирает?», «Что она делает?» При этом в простом сюжете называются все действия. Во-вторых, нужно организовать сотрудничество по типу «Давай вместе...», т. е., играя с кубиками, с матрешками, сопровождать свои действия ко¬роткой фразой, уточнять у ребенка на¬звания действий, качеств, привлечь его к простым ответам на вопросы. В-третьих, как можно больше говорить с ребенком фразовой, но простой по содержанию речью, читать простые сказки, короткие стихотворения, создавя таким образом необходимую развивающую речевую среду.
Задержка на стадии эмоционального общения Общение такого ребенка со взрослыми сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками слово в прямом смысле оказывае лишним, потому что и так все понятно. Дети часто чрезмерно опекаемы, любое их желание предупреждается, сразу исполняется. Трудности у такого ребенка выражаются даже на уровне понимания отдельных слов: малыш то понимает слово, то нет. Для исправления этого положен и появления первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие, ситуативно-деловое общение.
Отсутствие интереса к сотрудничеству Ориентация на предметный мир, на игрушки, отсутствие интереса к сотрудничеству могут стать причинами задержки развития речи. Такие дети с удовольствием производят бесконечные предметные манипуляции, издавая при этом радостные звуки, проявляют двигательную активность. Ребенок, общаясь с предметами, видит взрослых, но не нуждается в сотрудничестве. Родители не должны стремиться дать ребенку как можно больше игрушек. Игрушка должна стать предметом сотрудничества. Она предназначена для того, чтобы малыш понял ее назначение. Малыш, который стремится к сотрудничеству принесет игрушку родителям, чтобы вместе с ними поиграть, Для озабоченных своими делами взрослых, безусловно, очень непросто быть всегда расположенными к таким контактам. Для этого необходимо найти время. Нужно установить с малышом эмоциональный контакт, приободрить его, внимательно посмотреть ему в глаза, поиграть с ним в младенческие игры (типа «Сорока-ворона»), на фоне восстановленного эмоционального общения поиграть с ним вместе с куклой. Кукла как бы заменяет человека. Играя с ней, ребенок может пожалеть ее, покормить, лечить, водить в гости, т. е. придать действиям «человеческий» характер. Такого малыша нужно вовлекать в совместные игры со сверстниками. Также полезны игры с имитацией. Взрослый в присутствии малыша имитирует голоса разных животных (коровы, собаки, кошки), показывая этих животных. Заразившись общей обстановкой взаимодействия, малыш может повторить слова вслед за взрослым. Попробуйте показать ребенку красивую детскую книгу, рассмотрите вместе иллюстрации, а затем уберите книгу на видное место. Каждое такое совместное рассматривание станет впоследствии для малыша событием необычайным и праздничным. Постепенно ребенок сможет принять участие абсолютно во всех «взрослых занятиях», станет соучастником всех дел взрослых. Вместе можно читать, говорить, смотреть, играть, трудиться — осваивать мир людей и только потом — предметов.
«Детские слова» Развитию нормальной речи могут препятствовать «детские слова». Взрослые должны неукоснительно соблюдать правило: не заменять в разговоре с малышом общеупотребительные слова детскими упрощенными вариантами типа «авка» (собака), «ням-ням» (кушать). Ребенок в год начинает говорить с таких упрощенных слов в силу своих возрастных особенностей: у него еще нет отработанной артикуляции, нет полноценного фонетического слуха, он с трудом устанавливает последовательность звуков в слове. Но постепенно, по мере взросления, все эти механизмы совершенствуются. Если же окружающие взрослые употребляют только «сюсюкающие» детские слова, то позже малышу будет с трудом даваться полноценная речь. Заболевания центральной нервной системы
Нередко отставание в развитии речи может быть результатом повреждения центральной нервной системы. На нее могут оказывать неблагоприятное влияние различные факторы, действующие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни. При такого рода отставании в развитии речи необходимы консультация и лечение у детского невропатолога или психоневролога. Именно врач в процессе беседы с родителями и при обследовании малыша определит причины и характер отставания в развитии. Сочетание логопедической помощи и лечения, назначенного врачом, поможет сделать обучение ребенка наиболее эффективным, позволит максимально помочь ребенку в развитии речевой системы и подготовит его к дальнейшему обучению.
ВЗРОСЛЫМ НА ЗАМЕТКУ 1. Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном. 2. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов. 3. Поощряйте стремление ребенка задавать вопросы. 4. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными. 5. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно. 6. Будьте терпеливы! 7. Не скупитесь на награду — похвалу или поцелуй. 8. Каждый день читайте ребенку 9. Будьте примером для детей: пусть они видят, какое удовольствие вы получаете от чтения книг.